Оставьте заявку на поступление
И мы свяжемся с вами
Нажимая кнопку "Оставить заявку" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
БАЛЕТА
СТУДИЯ
PIROUETTE
Ленинский проспект 113/1
История возникновения и развития балета
Каждая балетная постановка содержит определённый сюжет. Для его воплощения, как правило, требуется гармоничное сочетание музыки и хореографии (танец и пантомима). Мелодия и пластика движений должны быть неразрывно связаны между собой. Немаловажное значение имеет пантомима. Посредством определённых движений рук и ног, жестов и мимики танцор выражает чувства своего героя, его настроение, «речь» и суть происходящего в спектакле. Музыкальную часть исполняет симфонический оркестр – важно, чтобы все составляющие балета идеально дополняли друг друга.

В балете всегда переплетаются несколько видов искусства. На театральной сцене объединяются музыкальное, танцевальное, драматическое направления, живопись (декорации, костюмы танцоров, освещение и пр.). В современном балетном искусстве допускаются различные техники танца. Известен балет классический, характерный (например, народный, национальный), современный, шоу-балет. Также широко используется сочетание элементов гимнастики, акробатики, фитнеса, даже восточных единоборств и пр.

Балет зародился в Италии ещё в XIV-XV веках. Само балетное искусство возникло около четырёхсот лет назад и получило развитие во Франции. Образцом классического балета по праву считается русский спектакль П.И. Чайковского, созданный великим композитором в России в XIX веке. Авторству Петра Ильича принадлежат три балета – «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», которые до сих пор являются одними из самых исполняемых произведений искусства по всему миру.

Классическое обучение движений в балете ведётся на французском языке. Исполнители балета – балерины и танцоры. Современное балетное платье называется «пачка», а танцевальные движения в балете – па. Специальные женские туфли носят название «пуанты». Сами они мягкие, но отличаются крепким носком и позволяют балерине ходить и танцевать на кончиках пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног. Обучение профессиональному балету рекомендуется начинать с раннего возраста, когда тело обладает наибольшей пластичностью.

История балета
Само слово «балет» возникло в Италии в эпоху Возрождения. Впервые его употребил Доменико из Феррары – мастер танцев и композитор при дворе князей в Северной Италии, где очень любили роскошные дворцовые празднества. Предшественниками балета в XV веке были объединённые танцы, которые писались для придворных балов и, как правило, завершались торжественным финалом. Такие совмещённые танцевальные эпизоды уже обозначались «балетом».

Дальнейшее развитие балетное искусство получило благодаря французской королеве Екатерине де Медичи, итальянской герцогини, которая вышла замуж за короля Франции Генриха II. Во время её правления балетные спектакли регулярно устраивались при парижском дворе и имели статус государственной важности.

Годом возникновения балета как жанра признан 1581, когда в большом зале Бурбонского дворца был поставлен первый спектакль под названием «Комедийный балет королевы» или «Цирцея», сочетавший в себе музыку и танец. Автором являлся итальянский скрипач Бальтазарини ди Бельджойозо – создатель первого балета, известный как «главный интендант музыки», камердинер Екатерины Медичи. Первая балетная постановка представляла собой геометрические танцы, объединённые общим сюжетом. В спектакле участвовали танцовщицы, а также молодые люди с кувшинами – одни должны были составлять на сцене различные геометрические фигуры (круги, квадраты и треугольники), а на каждый третий шаг – поставить кувшины на пол и хлопнуть в ладоши. Большое внимание было уделено музыкальному сопровождению, специальным декорациям, роскошным костюмам и эффектному освещению.

У Бальтазарини получилось нечто новое и совершенно неожиданное для искусства XVI века. Публика французского двора была в полном восторге от первой балетной постановки, которая длилась почти шесть часов. День создания балета – 15 октября – отмечается в Париже и в настоящее время.

Под влиянием французской «Цирцеи» в 1607 году была создана первая опера – «Орфей». Авторство принадлежало знаменитому итальянскому композитору Монтеверди.

В XVII веке особую популярность приобретают смешанные представления под названием опера-балет. В таких постановках танец отходит на второй план – главенствующую роль играет музыкальная партия, присутствуют вокальные номера и диалоги без музыки. Оперы-балеты проводились по все Европе – в Италии, Франции, Англии, Германии и Швеции.

Ещё во время придворных празднеств часто устраивались так называемые «конские балеты», которые включали в себя турниры всадников под музыкальное сопровождение, а также танцы и пение. Мода на подобные представления пришла из итальянской Флоренции.

Балет в классическом понимании появился благодаря реформе французского балетмейстера Жан Жоржа Новера, жившего в XVIII веке. Его день рождения – 29 апреля – отмечается как международный день танца, а самого известного хореографа по праву называют «отцом современного балета».

XX век характеризуется новаторством в области балетного искусства. Появляется стиль модерн, который также именуют «свободным танцем». Основательницей этого направления считается американская танцовщица Лои Фуллер, а также её коллега по труппе Айседора Дункан, которая разработала новую танцевальную систему на основе древнегреческой пластики. Интересный факт: Айседора Дункан была женой знаменитого русского поэта Сергея Есенина.

История русского балета
Первый балетный спектакль в России был поставлен в 1673 году на сцене при дворе государя Алексея Михайловича и имел название «Балет об Орфее и Эвридике».

Большой вклад в развитие русского и мирового балетного искусства внёс французский танцор и балетмейстер Шарль Луи Дидло. С начала XIX века он жил и работал в России, где обрёл вторую родину. Дидло удалось совместить принципы европейской хореографии и дух русского танца и музыки. Великий балетмейстер создал эталонный «русский балет» с характерными классическими чертами – пластичный, чёткий, неповторимый и узнаваемый во всём мире.

Но наибольшее значение в становлении классического балета имеет, несомненно, творчество Петра Ильича Чайковского, который жил во второй половине XIX века. Великий российский композитор написал три балета («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), а также десять опер. Известнейшие из них – «Иоланта», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Мазепа» и др.

Произведения Чайковского по праву признаны шедеврами мирового классического искусства. Композитор уделил большое внимание музыкальной составляющей балета, преобразил её, создав единую симфоническую часть. Балеты Чайковского отличаются глубиной сюжета, детально проработанным содержанием и драматической выразительностью.

Также Петр Ильич всегда чётко разграничивал особенности оперы и балета. Если в опере он был приверженцем реализма, правдоподобного изображения человеческих характеров, чувств и действительности, то в балетных постановках стремился к изображению прекрасного, романтическим и фантастическим образам, которые противостояли бы серой реальности.

Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах. Его первый балетный спектакль «Лебединое озеро», состоящий из четырёх актов, был написан в 1876 году. Спустя год состоялась премьера на сцене Большого театра в Москве. Главную роль – партию Одетты и Одиллии – исполнила балерина Полина Карпакова. Однако первую постановку «Лебединого озера» современники признали не очень неудачной. Позже спектакль был частично отредактирован самим Чайковским и его последователями, благодаря чему была создана «классическая» версия, которая до сих пор используется в качестве образца и лежит в основе большинства современных постановок «Озера».

Также стоит отметить работы таких российских композиторов и балетмейстеров, как Игорь Стравинский, Александр Глазунов, Мариус Петипа, Михаил Фокин и др.

В XX веке балетное искусство характеризуется появлением новаторских приёмов, стремлением выйти за рамки классики. Наибольшее внимание привлекает творчество советских композиторов Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Рейнгольда Глиэра.

Современный балет
Балет в настоящее время всё больше отдаляется от стандартных классических характеристик. В современных постановках – смелые костюмы и свободные танцевальные номера. Наблюдается сочетание различных техник, необычные принципы построения, «многожанровость», можно встретить многочисленные заимствования и отсылки. Некоторые современные спектакли отличаются высоким уровнем символизма и философии, содержат глубокий смысл. Активно применяются новые направления пластики, современные стили танцев, акробатические элементы, которые приближают балет уже больше к спорту, нежели к искусству.

Однако классический балет высоко ценится и в современном искусстве XXI века. Постановки по произведениям П.И. Чайковского до сих пор имеют успех по всему миру. Особенно популярны ремейки, когда постановщики стремятся преподать классику с помощью нового, оригинального подхода.

БАЛЕТНУЮ ГИМНАСТИКУ
СЦЕНИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
ballet.pirouette.msk@gmail.com
Москва, Ленинский проспект 113/1
КОНТАКТЫ
© Ballet Pirouette 2020