Первый балетный спектакль в России был поставлен в 1673 году на сцене при дворе государя Алексея Михайловича и имел название «Балет об Орфее и Эвридике».
Большой вклад в развитие русского и мирового балетного искусства внёс французский танцор и балетмейстер Шарль Луи Дидло. С начала XIX века он жил и работал в России, где обрёл вторую родину. Дидло удалось совместить принципы европейской хореографии и дух русского танца и музыки. Великий балетмейстер создал эталонный «русский балет» с характерными классическими чертами – пластичный, чёткий, неповторимый и узнаваемый во всём мире.
Но наибольшее значение в становлении классического балета имеет, несомненно, творчество Петра Ильича Чайковского, который жил во второй половине XIX века. Великий российский композитор написал три балета («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), а также десять опер. Известнейшие из них – «Иоланта», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Мазепа» и др.
Произведения Чайковского по праву признаны шедеврами мирового классического искусства. Композитор уделил большое внимание музыкальной составляющей балета, преобразил её, создав единую симфоническую часть. Балеты Чайковского отличаются глубиной сюжета, детально проработанным содержанием и драматической выразительностью.
Также Петр Ильич всегда чётко разграничивал особенности оперы и балета. Если в опере он был приверженцем реализма, правдоподобного изображения человеческих характеров, чувств и действительности, то в балетных постановках стремился к изображению прекрасного, романтическим и фантастическим образам, которые противостояли бы серой реальности.
Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах. Его первый балетный спектакль «Лебединое озеро», состоящий из четырёх актов, был написан в 1876 году. Спустя год состоялась премьера на сцене Большого театра в Москве. Главную роль – партию Одетты и Одиллии – исполнила балерина Полина Карпакова. Однако первую постановку «Лебединого озера» современники признали не очень неудачной. Позже спектакль был частично отредактирован самим Чайковским и его последователями, благодаря чему была создана «классическая» версия, которая до сих пор используется в качестве образца и лежит в основе большинства современных постановок «Озера».
Также стоит отметить работы таких российских композиторов и балетмейстеров, как Игорь Стравинский, Александр Глазунов, Мариус Петипа, Михаил Фокин и др.
В XX веке балетное искусство характеризуется появлением новаторских приёмов, стремлением выйти за рамки классики. Наибольшее внимание привлекает творчество советских композиторов Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Рейнгольда Глиэра.